Строим своими руками

Кто расписал сикстинскую капеллу ватиканского дворца. Сикстинская капелла: история, фрески и место проведения конклава

Это обширный прямоугольный зал справа от нефа Собора Святого Петра, с овальным сводом, разделенный на две неравные части мраморной оградой, выполненной Мино да Фьезоле совместно с Джованни Далмата и Андреа Бреньо . Они же являются авторами кафедры хоров. Но самую главную ценность Сикстинской капеллы представляют, несомненно, фрески ее стен и свода, в особенности фрески Микеланджело , которые по праву считаются вершиной ренессанского искусства. Однако они появились здесь позже других, написанных его талантливыми предшественниками между 1481-1483 годами.

Так, стена напротив алтаря и две боковые стены были расписаны Перуджино , Пинтуриккио , Лукой Синьорелли , Козимо Росселли , Доменико Гирландайо и Боттичелли . Но славу, не сравнимую ни с чем, принес ей Микеланджело. Здесь до сих пор ощущается присутствие этого человека, чье сознание могло вместить, а рука исполнить невероятный замысел, сохраненный на сводах капеллы. В течение многих лет великий Микеланджело с неизмеримым упорством продолжал свой труд. В то время свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами, и Микеланджело был специально вызван в Рим папой Юлием Вторым для выполнения росписи этого огромного пространства свода. Микеланджело работал над фресками капеллы с 1508 по 1512 годы. Его тяга к величественному, монументальному, пожалуй, нигде не получила столь яркого воплощения как в фигурах Пророков и Сивилл. Средний пояс свода украшают девять сцен из Книги Бытия, среди которых всемирно известная фреска Сотворение Человека. Четверть века спустя, между 1536-1541 годами, Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу, на этот раз уже при папе Павле Третьем Фарнезе . Его новая огромная фреска Страшный Суд занимает всю алтарную стену капеллы. Для ее создания пришлось отказаться от двух фресок, написанных Перуджино, и замуровать два огромных стрельчатых окна. Центром идущего по кругу стремительного движения Микеланджело делает фигуру Христа, который выразительным драматическим жестом осуждает грешников.

Павел Третий, сопровождаемый своим церемониймейстером Бьяджо да Чезена, часто приходил посмотреть на работу Микеланджело. Однажды он спросил Чезена его мнение о работе художника: «Ваша Светлость, эти фигуры были бы уместны где-нибудь в трактире, а не в Вашей капелле!». Микеланджело в ответ нарисовал Бьяджио в образе Миноса, и когда церемониймейстер обратился к папе с просьбой заставить убрать этот портрет, Павел Третий ответил: «Если бы Микеланджело поместил вас «наверху», я мог бы еще что-то сделать, но здесь, «внизу», у меня нет никакой власти».

В 1565 году живописец Даниеле де Вольтерра задрапировал обнаженные фигуры персонажей Страшного Суда, за что получил прозвище «Брагеттоне» (исподнишник), под которым навсегда остался в истории. Но и он не прикоснулся к фигуре Миноса.
Недавняя реставрация, проведенная по новейшей технологии с использованием компьютерных разработок, вернула фрескам былую яркость и силу светотени. С помощью японской телевизионной компании, предоставившей самую современную аппаратуру и прочие высокие технологии, удалось провести фото- и видео съемку каждой отдельной детали бесценных фресок Микеланджело, которыми расписан свод Сикстинской капеллы, а так же его фрески Страшный Суд, что позволило значительно сократить сроки реставрационных работ.

Результаты реставрации, начатой в 1981 году и законченной в 1994 году, вызвали удивление даже среди ученых и экспертов, так как они опровергали утверждение, цитируемое во всех литературных источниках, касающихся творчества Микеланджело. Было принято считать, что художник, находившийся в постоянных поисках подходящей колористической гаммы, обычно пользовался неяркими красками. Однако в процессе реставрационных работ проявились подлинные цвета фресок, потускневших от дыма свечей и атмосферных воздействий. И многие из пришедших в обновленную капеллу просто не поверили - подлинные образы художника оказались слишком сильными, а цвета - яркими. Некоторые историки искусства до сих пор отстаивают прежнюю капеллу, покрытую накопившейся за несколько веков свечной копотью и грязью.

В Сикстинской капелле и сегодня совершаются особо торжественные церемонии и прежде всего знаменитый Конклав, собрание кардиналов, на котором избирается новый папа. Собравшиеся на площади римляне узнают о результатах голосования благодаря условному дымовому сигналу: белый дым извещает об избрании нового папы, черный - о продолжении Конклава.



1. Бог создал Адама. Картина в Сикстинской капелле.


2. Потолок Сикстинской капеллы.



3. Схема росписей потолка в Сикстинской капелле.



4. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху: Разделение света и тьмы.
Внизу: Иона.
Вверху слева: Ермия.
Вверху справа: Ливийская Сибилла.
В правом нижнем углу: Моисей поднимает Бронзовый серпант.
В левом нижнем углу: осужденный и убитый Аман. - Эта часть потолка была закончена где-то в 1511 году, когда Микеланджело Буонаротти было 59 лет.



5. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху картины: Разделение Земли и Воды.
Внизу: Сотворение Солнца, Луны, и Планеты. Оба были закончены в 1511 году.



6. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху картины: Сотворение Евы, 1509 год,
когда Микеланджело было 57 лет.
Внизу: Сотворение Адама — центральная часть потолка.



7. Вверху картины: Ной и его семья приносят жертву Богу, после их спасения от великого потопа.
Внизу: Падение и Изгнание из Райского Сада, 1509 год.



8. Вверху картины: Ной пьян и опозорен.
Внизу: Великий потоп.



9. Потолок Сикстинской капеллы - по центру: Заэрья.
Вверху слева: Джудит убивает Олоферна.
Вверху справа: Давид убивает Голиафа.
Внизу справа: Иаков и Иосиф.
Внизу слева: Элиза и Матан.



10. Сикстинская капелла, задняя стена — Страшный Суд (Микеланджело Буонаротти - 1539 год, когда ему было 87 лет).
Ангелы, по середине, уносят свои рожки, чтобы воскреснуть из мертвых. Один из них держит Книгу, в которой все записано, и на которой, Иисус будет основывать свои суждения.



1
1. Сикстинская капелла — Центр Страшного Суда. Главная фигура - Иисус Христос, решающий судьбу человеческого рода. Жестом руки, он проклинает большую часть человечества, отправляя их в ад, но некоторые из них — спасены, и отправляются на небеса. Такое ощущение, что даже Мадонна, что около него, присела в страхе от такой сцены.


12. Потолок Сикстинской капеллы — северная стена Пророков и Предсказательниц. Слева направо: Ливийская Предсказательница, Даниил, Предсказательница из Кумы, Исаия и Дельфийская Предсказательница.



13. Потолок Сикстинской капеллы — южная стена Пророков и Предсказательниц. Слева направо: Джоэл, Эритрейская Предсказательница, Изакель, Персидская Предсказательница, Еремия.



14. Сикстинская капелла, Северная Стена — Крещение Иисуса (Пьетро Перуджино, 1482 год)
По середине: Крещение Иисуса.
Справа: Проповедующий Иоан Баптист.
В левом верхнем углу: обрезание сына Моисея.



15. Сикстинская капелла, Северная Стена — искушение Иисуса (Ботичелли (Сандро Филипепи) 1481-1482 гг.) После своего крещения Иисус проходит 40-дневный пост. Дьявол просит его превратить камень в хлеб, таким образом, доказывая, что он — сын Бога. Иисус отказался: Но он сказал в ответ: ‘Человек не хлебом единым жив, но и всяким словом, исходящим из уст Божих’.



16. Сикстинская капелла, Северная Стена - Призвание первых учеников (Доменико Джирландайо, 1481-1482 гг.)
Призвание Петра и Андрея, первых последователей Иисуса, показано в двух сценах.



17. Сикстинская капелла, Северная Стена - Нагорная проповедь (Косимо Розелли, 1481-1482 гг.)
В Нагорной проповеди, Иисус раздал правила, которые станут христианскими принципами.



18. Сикстинская капелла, Северная Стена - Вручение ключей (Пьетро Перуджино, 1481-1482 гг.)
Иисус вручает Петру ключи от Царства Небесного.
Другие последователи за этим наблюдают. К ним присоединились несколько небиблейских персонажей.



19. Сикстинская капелла, Северная Стена - Тайная Вечеря (Косимо Розелли, 1481-1482 гг.)
Иисус только что поделил хлеб и вино. Он говорит своим последователям, что скоро умрет. Апостолы кажутся потрясенными.
Один из апостолов не удивлен. Это Иуда, который сидит спиной, с сумкой на плече. В ней серебряные монеты, которые он получил за то, что предал Иисуса.



20. Сикстинская капелла, Южная Стена - Путешествие Моисея через Египет. (Пьетро Перуджино, 1482 год)
Справа, сын Моисея — Элиэзер со своей матерью Сепфорой.
В центре Моисей остановлен ангелом, изображенным в виде Бога.



21. Сикстинская капелла, Южная Стена — Несколько сцен из жизни Моисея. (Ботичелли (Сандро Филипепи), 1481-1482 гг.)
В правом нижнем углу: Моисей убивает египтянина, который напал на еврея.
Когда Фараон услышал об убийстве, Моисей сбежал в землю Мидиан.
Там он отгонял пастухов, беспокоивших дочерей местного священника, Йетро. В последствии, тот разрешил ему жениться на одной из своих дочерей — Сепфоре.



22. Сикстинская капелла, Южная Стена — Пересечение Красного моря (Косимо Розелли 1481-1482 гг.)
Моисей ведет свой народ через Море Рид. Он преследуется египетскими воинами.

Строительство Сикстинской капеллы началось в 1473 году по инициативе папы Сикста IV (собственно, от его имени и произошло название этой достопримечательности). Первоначально на этом месте уже была папская домовая церковь - Cappella Maggiore, но ввиду острой политической обстановки ее решено было укрепить и перестроить. На тот момент Папа Римский находился в конфронтации с могущественным флорентийским семейством Медичи, а помимо того, опасался нападения османов, и прекрасная капелла задумывалась как оборонительное укрепление.

Вот в таких обстоятельствах архитектор Баччо Понтелли спроектировал этот замок-церковь, а Джордже де Дольче приступил к строительству. Однако в момент, когда потребовалась внутренняя отделка, ситуация изменилась. Папский престол заключил соглашение с Лоренцо Медичи, и после примирения стал возможен приезд флорентийских гениев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо и Козимо Росселли, расписавших стены и потолок храма.

В общей сложности церковь строилась около 8 лет, а потом еще 2 года длилась работа над внутренней отделкой. В 1483 году ее наконец-то освятили, а спустя 9 лет здесь впервые собрался Конклав для выбора нового понтифика.

Следующий Папа Римский - Юлий II, задумал реставрировать имеющиеся фрески и дополнить их новыми картинами, для чего в 1508 году пригласил в Микеланджело Буонарроти. Интересно, что сам мастер считал себя скорее архитектором и скульптором, чем художником - роспись была для него новым и слабо освоенным делом. Считается, что первоначально для этих целей хотели позвать другую звезду итальянского Возрождения - Рафаэля Санти (он, кстати, тоже приложил свою руку к оформлению). Но как бы там ни было, над потолком работал Буонарроти, и 9 картин из «Книги бытия» стали одним из лучших произведений мастера.

Поскольку Микеланджело трудился над росписью около 4-х лет, и на этот период нельзя было прекратить богослужения, художнику пришлось разработать для себя особые «летящие» леса, которые закреплялись под самым потолком и не мешали передвижениям людей внизу.

Спустя четверть века уже 60-летний художник еще раз вернулся под своды Сикстинской капеллы, чтобы создать другой шедевр - свой знаменитый «Страшный суд». На эту огромную фреску у алтаря ушло более 4-х лет, с 1536 по 1541 год. Но результат стоил того - есть легенда, что понтифик Павел III был настолько потрясен выразительностью картины, что упал перед нею на колени в молитве.

Интересный факт: есть мнение, что кандидатуру Буонарроти для росписи потолка предложил его извечный враг и соперник Браманте - он хотел, чтобы мастер, редко занимавшийся живописью, был опозорен. Однако далеко не все историки согласны с данной версией.

Сегодня стены и плафон капеллы считаются важным историческим наследием и находятся под охраной не только понтификата, но и ЮНЕСКО. Сама же она остается действующим храмом и при этом очень популярным туристическим местом - здесь заканчиваются все экскурсии по .

Росписи

Внешний облик

Как уже говорилось, снаружи Сикстинская капелла выглядит намного скромнее, чем внутри. Но есть у этого здания одна интересная особенность - его параметры в точности повторяют описанные в Ветхом Завете размеры легендарного храма Соломона. Трехэтажная постройка в длину составляет 40,9 метров, а в ширину - 13,4 метра. Она стоит на фундаменте более древней папской церкви.

Сикстинская капелла с Купола Собора Святого Петра

По задумке архитектора первый этаж предназначался для богослужений, а на втором и третьем должны были размещаться орудия и солдаты. В частности, на третьем этаже и сейчас можно увидеть узкие окна-бойницы - через них предполагалось вести прицельный огонь. Изначально верхний ярус вовсе не имел крыши, и лишь когда в храме появились уникальные фрески, было решено сделать его крытым, чтобы сырость не уничтожила творения великих художников.

Именно второй этаж больше всего интересует туристов - просторный, с высокими потолками и большими стрельчатыми окнами. Они делают облик здания более легким снаружи, а также дают много естественного света для осмотра внутреннего зала. Ведь здесь есть на что посмотреть - стены украшают не банальные ангелочки, а огромные детальные картины, изображающие фрагменты Святого Писания.

Внутреннее убранство

Изначально на стенах Сикстинской капеллы было выполнено 16 фресок, но две из них были разрушены при падении архитрава, а еще две пришлось убрать, чтобы освободить место для монументального «Страшного суда» Микеланджело. Итого сохранилось 12 картин - на северной стороне расположены сюжеты из жизни Иисуса Христа, а на южной - фрески по мотивам жизни Моисея. Такая планировка росписи призвана была продемонстрировать связь Ветхого и Нового Завета.

Над сюжетными фресками в проемах между окнами проходит ряд портретов - это изображения понтификов раннехристианского периода, погибших мученической смертью и причисленных к лику святых. А самый нижний ярус зала (под фресками) ранее был завешен гобеленами, выполненными по сюжетам картин Рафаэля. Однако до сегодняшнего дня из них сохранилось всего 7 полотен, которые хранятся в музее. Вместо оригинальных гобеленов нижнюю часть стен украшают копии, но и они видны посетителям лишь в дни больших праздников.

Потолок и «Страшный суд» Микеланджело

При отделке главного зала его свод был расписан в виде звездного неба, однако во времена правления Юлия II проходила реставрация потрескавшейся росписи, и потолок было решено переделать. Микеланджело Буонарроти работал над ним более 4-х лет, изобразив в общей сложности 343 библейских персонажа.

Центральную часть свода занимают 9 картин, иллюстрирующих этапы создания мира, сотворение Адама и Евы, их грехопадение, а также Всемирный потоп, жертвоприношение и опьянение Ноя. Это девять знаменитых сюжетов «Книги бытия». Их окружают треугольники и люнеты с изображениями предков Иисуса Христа, а между ними вставлены портреты известных библейских пророков и сивилл. Наконец, по углам свода можно увидеть 4 сцены: сражение Давида и Голиафа, наказание Аммана, сюжет с Моисеем и медным змием, а также Юдифь и Олоферн.

Сегодня эта роспись вызывает восхищение, но известно, что заказчик Юлий II, напротив, выказывал недовольство - мол, слишком бедно смотрится потолок, не хватает блеска. На что Микеланджело остроумно парировал: святые-то были людьми бедными, откуда же взяться блеску.

Схема свода


Что касается «Страшного суда», занявшего всю стену позади алтаря, эта картина была выполнена уже после смерти Юлия II. Ее заказал Климент VII, желающий внести свой вклад в украшение столь важного зала Ватикана. Однако этот понтифик также скончался до того, как мастер успел приняться за заказ, и Микеланджело приступил к работе лишь при правлении Павла III. Художник, будучи уже в пожилом 60-летнем возрасте (для Италии эпохи Ренессанса это много) писал столь огромную картину лишь с одним помощником, да и того использовал только для замешивания красок.

В общей сложности на полотне, рассказывающем о втором пришествии Христа, изображено около 400 фигур. Как и в случае с потолком, работа шла более четырех лет и была завершена в ту же самую дату, что и роспись потолка.

Интересный факт: Микеланджело, будучи ценителем человеческого тела, изображал многих персонажей обнаженными, однако нашлись критики, которых возмутила «неприличная» картина. Спустя четверть века художнику Даниэле да Вольтерра пришлось дорисовать на «Страшном суде» накидки и набедренные повязки, за что он остался в истории под ироничным прозвищем «штанописец».

Как добраться до Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла расположена на территории Ватикана в самом центре Рима. Этим зданием оканчивается западное крыло музеев, где находится галерея Арацци, а также галереи географических карт и канделябров. Сюда несложно добраться разными видами транспорта.

Точный адрес: 00120 Vatican City, Рим.

От центрального ж/д вокзала TERMINI:

    Вариант 1

    Метро: от станции TERMINI по ветке A проехать до станции Cipro Musei Vaticani.

    Пешком: пройти от станции около 10 минут через Via Candia и Via Frà Albenzio.

    Вариант 2

    Метро: от станции TERMINI добраться до станции S.Pietro, что находится на ветках FL5 и FL3.

    Пешком: пройти от станции метро по улице Via Innocenzo III, затем через территорию Ватикана или в обход через Via Sant’Anna - время в пути около 20 минут.

    Вариант 3

    Пешком: от ж/д вокзала пройти по Piazza dei Cinquecento, далее по улице Viale Enrico de Nicola до остановки Volturno/gaeta (время в пути 5 минут).

    Автобус: маршрутом № 492 ехать до остановки Bastioni Di Michelangelo.

    Пешком: от остановки через площадь Piazza del Risorgimento за 4 минуты попасть к .

Из аэропорта Фьюмичино:

    Вариант 1

    Автобус: шаттлом Sitbusshuttle за 50 минут доехать до Via Crescenzio, 2 (рейсы отправляются 1 раз в 30 минут).

    Пешком: идти от остановки по Via Crescenzio, а после свернуть на Via del Mascherino к Собору Святого Петра - время в пути около 15 минут.

    Вариант 2

    Поезд: по линии FM1 электричкой доехать до вокзала TERMINI.

    Метро: по красной ветке от станции TERMINI проехать до станции Cipro Musei Vaticani.

    Пешком: пройти от станции метро по Via Candia и Via Frà Albenzio около 10 минут.

Кроме того, из разных районов города можно добраться автобусами № 23, 32, 49, 81, 247, 490, 495, 590 и трамваем № 19.

Сикстинская капелла на карте

Время работы и стоимость билета

Как правило, Сикстинскую капеллу посещают вместе с экскурсией по другим - именно на ней обычно заканчиваются экскурсионные туры. Однако при желании можно посетить эту достопримечательность отдельно.

График работы:

  • С понедельника по субботу.

Часы работы:

  • С 09:00 до 18:00 (вход до 17:30).

Ночной тур - посещение музеев и концерт:

  • С 19:00 до 23:00.

Все музеи, включая капеллу, можно посетить по единому билету, который приобретается в кассе. Возможно - в этом случае на сайте Ватикана приобретается ваучер, который затем в кассе будет обменян на билет. Такое бронирование позволяет быстрее пройти на территорию музеев и не стоять в очередях.

Цена билетов для самостоятельного визита:

  • Взрослый - 17 € (~1 248 руб. ) ;
  • Детский (от 6 до 18 лет) - 8 € (~588 руб. ) ;
  • Ночной тур - 38 € (~2 791 руб. ) и 29 € (~2 130 руб. ) ;
  • Аудиогид с описанием на русском языке - 7 € (~514 руб. ) ;
  • ~294 руб. ) .

Также можно купить билеты с завтраком или обедом на территории Ватикана. Но учтите, чтобы успеть к завтраку в 08:15, нужно быть у входа в 07:15.

Цена билетов с экскурсоводом:

  • Взрослый билет - 33 € (~2 424 руб. ) ;
  • Детский билет - 24 € (~1 763 руб. ) .

Важно: в последнее воскресенье месяца разрешен бесплатный вход в Сикстинскую капеллу, график работы в этот день - с 09:00 до 14:00.

Виртуальная экскурсия

Сикстинская капелла - поистине уникальное место с особой атмосферой. Кто-то стремится попасть сюда в дни церковных праздников, чтобы услышать всемирно известный хор Capella Papale, а кто-то выбирает будний день и утренний тур, чтобы смотреть на древности и великие произведения искусства без многолюдной толпы. В любом случае визит в сердце Рима останется в памяти навсегда. Тем более что этот храм - далеко не единственная достопримечательность Ватикана, в рамках одной экскурсии можно увидеть все его музеи и, конечно же, Собор Святого Петра.

) ;
Электронное бронирование - 4 € (~294 руб. ) ;

Цена билетов с экскурсоводом:
Взрослый билет - 33 € (~2 424 руб. ) ;
Детский билет - 24 € (~1 763 руб. )

График работы

С понедельника по субботу с 09:00 до 18:00 (вход до 17:30).
Ночной тур: с 19:00 до 23:00.

Что-то не так?

Сообщить о неточности

Благодаря экстраординарным талантам Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Сикстинская капелла в Ватикане стала одной из самых известных картинных галерей в западном мире. Известный Сикстинский потолок Микеланджело изображает сцены Творения в драматических и динамичных деталях, в то время как Страшный суд на алтаре не менее поразителен. Как будто этого было недостаточно, боковые стены капеллы покрыты выдающимися ренессансными фресками других художников с изображением библейских сцен и Пап Римских. Но Сикстинская капелла - больше, чем просто комбинация чудес искусства. Это символ проявления папской власти и место, в котором по сей день проходят папские выборы.

История Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла была по указу Папы Римского Сикста IV, откуда и получила свое имя в 1475. Она была спроектирована, как часовня Папы Римского и место папских выборов. Сикстинская капелла была посвящена Успению Пресвятой Девы Марии 15 августа 1483. В 1481 Сикст IV вызвал в Рим флорентийских живописцев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Росселли и Пьетро Перуджино, чтобы украсить стены фресками. Лука Синьорелли был также вовлечен в оформление. Создание фресок заняло 11 месяцев с июля 1481 до мая 1482. Сикстинский потолок был первоначально нарисован Пьеро Маттео д"Эмилия и представлял из себя усеянное звездами небо. Но в 1508 Папа Римский Юлий II привлек Микеланджело к перекрашиванию потолка. Ради этого Микеланджело оторвали от работы над могилой Папы Римского, чем он был очень недоволен. Он всегда считал себя скульптором и был высокомерен по отношению к созданию фресок. Результатом стало великолепное произведение искусства, и то что Микеланджело больше всего ненавидел стало его самой известной работой.


Микеланджело попросили нарисовать Двенадцать Апостолов и несколько украшений на потолке часовни. Но начав работу Микеланджело задумал более великий проект и нарисовал более 300 фигур. Он работал над проектом с 1508 по 31 октября 1512 в тесных условиях высоко на лесах, находясь под непрерывным давлением Папы Римского. Проект серьезно повредил зрение художника. Микеланджело было около 60 лет, когда его снова позвали в часовню для создания картины Страшного суда (1535-1541) на стене алтаря. Работа была уполномочена Папой Римским Клементом VII (1523-1534) незадолго до его смерти, и преемник Клемента Папа Римский Павел III Фарнезе вынудил Микеланджело быстро закончить работу. Это была самая большая фреска века, по сей день считающаяся невероятным шедевром искусства.

Для важных церемоний самые низкие уровни боковых стен Сикстинской капеллы были покрыты серией гобеленов, изображающих события из Евангелий. Разработанные Рафаэлем гобелены были сотканы в Брюсселе в 1515-19 годах. В последние десятилетия Сикстинская капелла была тщательно приведена в порядок и восстановлена. Работа началась со стенных фресок 15-го века в 1965 году. Уборка и восстановление охватили также потолок и Страшный суд. Это был кропотливый процесс с использованием компьютерного анализа, продлившийся с 1980 по 1994. Восстановление включало удаление нескольких так называемых штор «скромности», которые были добавлены некоторым голым фигурам. Конечный результат восстановления был спорен: критики говорят об удалении важного второго слоя краски был удален, утверждая о несоответствии фигур оригиналам. Другие приветствовали проект благодаря сохранению шедевра Микеланджело для будущих поколений, которые смогут оценить вибрации его цветовой палитры.


Расположенная в южном конце Музеев Ватикана к северу от базилики Св. Петра, Сикстинская капелла не представляет особого архитектурного интереса. Это простой прямоугольник 40.93 метра длиной и 13.41 метров шириной - точные размеры Храма Соломона согласно Ветхому Завету. Часовня 20.70 метра высотой увенчана крышей со сглаженным цилиндрическим сводом. По длинным сторонам прорублены шесть высоких окон. Сикстинская капелла была первоначально разделена на две равных секции - неф для непосвященных и пресвитерии для духовенства. В более поздних годах разделительный экран был перемещен, чтобы уменьшить неф и увеличить пресвитерий. Стены украшены фресками творцов эпохи Возрождения и разделены на три горизонтальных уровня.


Стенные фрески часто игнорируются посетителями, очарованными потолком. Тем не менее, это прекрасные наполненные смыслом шедевры, достойные внимания. Цикл фресок состоит из сцен Ветхого Завета на левой стене, которые соответствуют местам из Нового Завета на правой стене. Противопоставление Нового Завета со Старым является общей темой в христианском богословии и церковном искусстве, но в Сикстинской капелле скрыт другой смысл. Папа Римский Сикст IV хотел, чтобы весь цикл иллюстрировал законность его папской власти, идущей от Моисея, через Христа к Петру. Папские портреты начинаются с Петра и подчеркивают наследственную линию данной Богом власти Пап Римских. Первоначально здесь было 28 портретов ранних Пап, погибших мученической смертью. Два ряда Пап Римских не следуют в хронологическом порядке - последовательность распределена между северной и южной стеной в зигзагообразном образце.


В двух настенных фресках - «Вручение ключей апостолу Петру» Перуджино и «Наказание Корея» Боттичелли, на заднем плане может быть замечена Триумфальная арка императора Константина. Именно Константин Великий был первым христианским императором, даровавшим Папе Римскому светскую власть над западным миром. Включение Триумфальной арки Константина ссылается на мировоззрение Сикста, который позиционировал себя не только преемником Петра, но и римских императоров. Известный Сикстинский потолок разделен на девять секций, в которых изображены девять историй Происхождения Мира - от стадии Создания к Опьянению Ноя.

1 ноября 1512 величественные фрески на потолке Сикстинской капеллы были представлены общественности. Созданные талантливым молодым скульптором по имени Микеланджело, они остаются одним из самых символичных шедевров итальянского Ренессанса, ежегодно привлекая в Ватикан более 5 миллионов туристов. Ниже представлены семь удивительных фактов об известном потолке капеллы и художнике, который украсил его.

1. Микеланджело не хотел иметь ничего общего с потолком Сикстинской капеллы.
В 1508 33-летний Микеланджело был поглощен работой над мраморной могилой Папы Римского Юлия II, ныне расположенной в римской церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Когда Юлий попросил уважаемого художника переключиться и украсить потолок Сикстинской капеллы, Микеланджело был очень недоволен. С одной стороны, он считал себя скульптором, а не живописцем, и у него не было опыта работы с фресками. Но при этом, у него также были проблемы с отделкой могилы, так как финансирование для проекта истощилось. Микеланджело неохотно принял новую работу, занявшую четыре года его жизни, которые он провел высоко на лесах с кистью в руке. Он периодически возвращался к монументальной могиле Юлия в последующие несколько десятилетий. Об этой и других известных работах Микеланджело вы можете прочитать в специальной подборке на LifeGlobe.

2. В противовес широко распространенному мнению, Микеланджело нарисовал в стоячем положении.
Представляя Микеланджело создающим его легендарные фрески, большинство людей предполагает, что он работал лежа. Но на самом деле, художник и его помощники использовали деревянные леса, позволявшие им стоять в вертикальном положении. Сам Микеланджело спроектировал уникальную систему платформ, которые присоединялись к стенам скобами. Впечатление о работе Микеланджело в лежачем положении появилось благодаря фильму 1965 года “Муки и Экстаз”, в котором Чарлтон Хестон изобразил гения под потолком Сикстинской капеллы.


3. Работа над Сикстинской капеллой была так неприятна, что Микеланджело написал стихотворение о своем страдании.
В 1509 все более и более разочарованный Микеланджело рассказал о своем физическом напряжении другу Джованни да Пистойе. “У меня уже вырос зоб от этой пытки”, написал он в стихотворении. Он продолжал жаловаться на тяжесть работы и проблемы со здоровьем и закончил утверждением, что не должен был менять свою работу: “Я нахожусь не в том месте - я не живописец”.


4. Шедевр Микеланджело оказался очень эластичным.
Потолок Сикстинской капеллы замечательно сохранился за эти пять веков с момента завершения. Только один маленький компонент отсутствует: часть неба в группе, изображающей спасение Ноя во время библейского наводнения. Кусок потолочного гипса упал и разрушился после взрыва на соседнем складе пороха в 1797. Несмотря на очевидную выносливость потолка, эксперты волнуются, что пешеходный поток посещающих Сикстинскую капеллу миллионов людей представляет из себя серьезную угрозу.


5. Потолочная фреска Сикстинской капеллы подвергалась реконструкции.
В период между 1980 и 1999 эксперты восстановили избранные произведения искусства в Сикстинской капелле, включая потолок Микеланджело и его знаменитую фреску “Страшный суд”, созданную в более поздних годах. Специалисты придирчиво удалили слои грязи, сажи и копоти от свечей, существенно украсив цвета вековых картин. Восстановление также отменило изменения времен Папы Римского Пия IV, который заказал дорисовку фиговых листков и набедренных повязок на обнаженных фигурах Микеланджело в течение 1560-х.


6. Самая известная потолочная группа Сикстинской капеллы может изображать человеческий мозг.
В секции под названием “Создание Адама” изображены фигуры Бога и Адама, протянувших друг к другу руки. Их почти касающиеся пальцы - одно из самых распознаваемых и широко копируемых изображений в мире. Некоторые теоретики думают, что художник изобразил безошибочную схему человеческого мозга, сформированную окружающими Бога ангелами.


7. Новые Папы Римские избираются в Сикстинской капелле.
Построенная в 1470-х при Папе Римском Сиксте IV Сикстинская капелла - больше, чем просто достопримечательность Ватикана. На самом деле сооружение выполняет важнейшую религиозную функцию. Начиная с 1492 года простое кирпичное здание собирает кардиналов, голосующих за нового Папу Римского. Специальный дымоход в крыше часовни передает результаты выборов белым дымом, указывая на удачный выбор нового. Если же выбор не состоялся (для чего требуется две трети голосов кардиналов) - из дымохода идет черный дым.

Дата публикации: 2014-07-20

Сикстинская капелла (итал. Cappella Sistina) - бывшая домовая церковь в Ватикане, где в наше время собирается конклав для избрания Папы Римского. Достопримечательность известна великолепными фресками великого Микеланджело Буонаротти. Также капеллу украшают росписи таких известных художников, как Боттичелли, Синьорелли, Перуджино, Гирландайо и Росселли.

содержание:
Практическая информация:

Постройка Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла была построена в период с 1473 по 1483 годы в честь Папы Сикста IV. Сооружение появилось на месте, где существовала «Великая капелла», в которой собирался папский двор, состоявший из около двухсот человек (кардиналы, представители различных религиозных орденов и знатных семейств).

Автором проекта капеллы был выбран архитектор Баччо Понтелли, а все строительные работы курировал Джордже де Дольчи. Сооружение было задумано Сикстом IV как место в Ватикане, где в особо опасные времена от военной угрозы мог бы укрыться папский двор. Поэтому внешне капелла выглядит как простое здание, скорее напоминающее бастион, нежели типично церковную постройку.

Капелла имеет прямоугольную форму и повторяет точные размеры Храма Соломона, как они указаны в Ветхом Завете - 40,9 метра в длину и 13,4 метра в ширину. Стены разделены на три части: нижняя цокольная украшена имитацией тканевых драпировок, средняя расписана фресками, а верхняя прорезана оконными проёмами. Капеллу покрывает почти плоский свод. Архитектурная простота и отсутствие декоративных элементов не отвлекают на себя внимание и являются великолепным обрамлением для художественных шедевров, которые украшают капеллу.






Фрески свода Сикстинской капеллы

В 1504 году в результате строительных раскопок, которые велись недалеко от капеллы, потолок покрылся трещинами. Его реконструкция и ремонт привели к тому, что фрески (сверкающие звёзды на фоне ночного неба) также необходимо было обновить. Однако действующий Папа Юлий II задумал расписать свод в новом величественном стиле. Для этого он в 1508 году пригласил Микеланджело Буонаротти. Интересно, что искусствоведы и биографы великого мастера до сих пор не пришли к окончательной версии почему заказ был отдан именно Микеланджело, который к этому времени был известен исключительно как скульптор, а не живописец.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

План-схема фресок свода


Во время работы Микеланджело пришлось задействовать и свои технические способности, чтобы сконструировать новый тип лесов, которые не касались бы уже ранее расписанных стен и не мешали бы проводить службы в капелле. Впоследствии конструкция лесов Микеланджело стала широко распространённой и использовалась при росписи многих церковных сводов. Работа над фресками двигалась медленно и мучительно. Великий живописец стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо.

Разделив плоский потолок капеллы на несколько частей, Микеланджело с помощью оптических средств визуально несколько приподнял его центр. Роспись была закончена в ноябре 1512 года. Микеланджело изобразил одновременно и красоту и низость человеческой души.


Фрески свода

В угловых парусах находятся фрески с изображением четырёх ветхозаветных сцен, где художник проиллюстрировал некоторые эпизоды чудесного спасения народа Израиля: «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей». По периметру потолка чередуясь, располагаются фигуры Пророков и Сивилл, сидящих на монументальных престолах. На коротких сторонах находятся изображения пророков: над алтарём - святой Иона, на противоположной стороне - святой Захария. Чуть ниже, в люнетах размещены фигуры предшественников Иисуса Христа. Центральная часть свода отдана под девять историй из ветхозаветной Книги Бытия о происхождении человека, Вселенной и Зла.








Спустя 25 лет после окончания росписи свода Микеланджело (в 61-летнем возрасте) вернулся в Сикстинскую капеллу, чтобы выполнить один из самых сложных и грандиозных своих шедевров. Речь идёт про фресковую роспись «Страшный суд», которая была заказана Климентом VII. Микеланджело работал над фреской четыре года (с 1537 по 1541). Масштабная роспись занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Её темой является второе пришествие Христа и апокалипсис.


Картина Страшного Суда представляет грандиозную вселенскую катастрофу, где обнажённые фигуры ангелов, святых и грешников увлекает стихийный и неумолимый поток энергии, противостоять которому они бессильны. В центре композиции, наделённый титанической силой Христос, который с гневом вершит суд над человеком.

Условно поделив фруске на три части, Микеланджело изображает вверху летящих ангелов, держащих в руках атрибуты Страстей Христовых, в центре - Иисуса Христа и Деву Марию, окружённых блаженными, а нижняя часть отдана сцене конца времён, где изображены играющие на трубах Апокалипсиса ангелы, взошедшие на небо праведники и низвергнутые в Ад грешники, а также показано воскрешение мёртвых.

Микеланджело оставил своеобразную подпись. В сцене мученичества апостола Варфоломея, держащего в руках собственную содранную кожу, великий мастер вместо лика мученика изображает своё лицо.

Фрески южной стены

Первоначально роспись южной стены начиналась с цикла фресок Перуджино на тему жизни Моисея, первой из которых была картина «Рождество Моисея». Однако она была утеряна, и таким образом, сегодня цикл фресок, иллюстрирующих Ветхий завет, начинается с «Путешествия Моисея в Египет». Затем следуют «Убийство египтян», «Борьба с пастухами, напавшими на дочерей Иофора», «Горящий куст», «Переход через Красное море» и «Передача скрижали Закона». На следующей панели находится довольно редко цитируемый эпизод Ветхого Завета - «Наказание Корея, Дафана и Авирона», иудейских священников, отрицавших Моисея и Аарона как гражданскую и религиозную власть над избранным народом. Последняя панель южной стены показывает сцены: «Наследие Моисея» и «Смерть Моисея». Завершающая фреска «Обсуждение над телом Моисея» расположена на стене со стороны входа. Под каждой панелью находится соответствующий сцене рассказ из жизни Моисея. Простенки между окон расписаны фресками, на которых изображены все первосвященники. Над ними работали такие видные живописцы как Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо. Фигуры первосвященников расположены в профиль, некоторые в момент благословления, отличаются они лишь наличием книги или свитка в руках.

Северная стена была отдана под повествование жизни Христа. Цикл фресок Перуджино начинался с «Рождества», однако, как и на южной стене, она была утеряна в ходе работ Микеланджело над картиной «Страшный суд». В настоящее время роспись северной стены начинается с фрески «Крещение», за которым следует «Искушения Христа» и «Очищение Прокажённого». Далее находится «Призвание Апостолов Петра и Андрея», «Нагорная Проповедь» и «Передача ключей», то есть, передача власти от Христа к апостолу Петру, своему наместнику. Серия фресок на этой стене заканчивается картиной «Последняя Вечеря», где на заднем плане видны три эпизода из Страстей Христовых («Моление о чаше», «Арест Иисуса» и «Распятие»). Цикл рассказов жизни Христа заканчивается фреской «Воскресения Христова» на стене со стороны входа в капеллу.

Капелла - это небольшая церковь, предназначенная для членов одного семейства, жителей одного замка или дворца. На русский язык слово «капелла» иногда переводится как «часовня», но это не совсем верно. В часовнях отсутствует алтарь, там не могут быть проведены некоторые церковные таинства. Тогда как капелла является полноценной церковью со всем набором атрибутов. Сикстинская капелла в Ватикане - самое известное сооружение этого типа.

История создания

Сикстинская капелла была построена в 1475-1483 годах по приказу папы Сикста IV, чье имя она носит по сей день. был фигурой неоднозначной. С одной стороны, во времена его правления процветали коррупция и взяточничество, именно при нем была введена инквизиция, и состоялись первые публичные

С другой стороны, он прославился тем, что поощрял развитие науки и искусства. Он перенес папскую резиденцию в Ватикан и многое сделал для восстановления и благоустройства Рима. По его инициативе были открыты библиотека и первый в мире публичный музей, а также построена Сикстинская капелла, для проведения наиболее значительных церемоний католической церкви. В этом месте и теперь собирается конклав священнослужителей для

Архитектурное решение

В XV веке полномочия между религиозным и мирским правительством были не окончательно разделены, периодически происходили вооруженные столкновения. Да и обычные прихожане, доведенные до крайности непомерно высокими налогами, иногда решались на открытое выражение своего гнева. В связи с этим Папы Римские хотели иметь в Ватикане специальное убежище, где бы они могли укрыться со своим двором в неспокойные и смутные времена.

Таким убежищем по желанию Сикста IV и стала Сикстинская капелла. снаружи должно было иметь вид крепости, а внутренним декором подчеркивать величие и могущество папской власти.

Для решения этих задач был приглашен молодой архитектор из Флоренции Джованни де Дольчи. Он построил здание, внешним видом напоминающее бастион, и руководил проведением внутренних работ по нанесению росписей.

Сикстинская капелла - это сравнительно небольшое здание (его площадь всего 520 м²), прямоугольное по форме, с высоким (высота 21 м) сводчатым потолком. Его пропорции, по замыслу Сикста IV, напоминают пропорции легендарного храма Соломона, первого иерусалимского храма.

Внутреннее убранство

В 1480 году Сикст IV пригласил самых известных живописцев того времени для создания росписей. В работе приняли участие Сандро Боттичелли, Доменико Гирлондайо, Лука Синьорелли, и молодой Пинтурикьо.

Два года понадобилось художникам, чтобы расписать стены капеллы. Средний ярус заняли изображения сцен из жизни Моисея и Иисуса Христа. В верхнем ярусе, в простенках между окнами, были помещены портреты первых пап, от Святого Петра до Марцелла I. Нижний ярус по традиции был оставлен для вывешивания регалий понтифика.

Над алтарем находилась фреска работы Перуджино «Вознесение Девы Марии». Потолок украшало усыпанное звездами небо. Эти элементы известны нам только в описаниях, т. к. спустя несколько десятилетий после открытия капеллы, они были заменены фресками Микеланджело.

Плафон Сикстинской капеллы работы Микеланджело

В начале XVI века на полотке Сикстинской капеллы появилась трещина, проходящая по всей его длине. Папа Юлий II распорядился замазать ее и велел Микеланджело, работавшему в это самое время над статуями для будущей усыпальницы понтифика, покрыть потолок фресками.

Микеладжело Буонарроти, родившийся в год закладки Сикстинской капеллы (1475 г.), в 1508-м был уже достаточно известным скульптором. А вот была для него незнакомым делом. Он всячески пытался уклониться от этой работы, но Юлий II сумел настоять на своем. Так, получила свой законченный вид известная Сикстинская капелла. Описание, история создания фресок стали предметом исследования многих поколений искусствоведов.

Центральную часть плафона занимают 9 последовательных сюжетов Ветхого завета, среди них «Потоп», «Грехопадение», сцены сотворения первых людей (Адама и Евы) и другие. По периметру этих фресок автор изобразил пророков и сивилл, а на боковых частях свода - предшественников Иисуса Христа. Всего было изображено более 300 персонажей, которые и сегодня покоряют своей мощью и физической красотой.

Исследователи до сих пор не могут прийти к однозначной трактовке этих образов. Одни видят в них особое толкование Библии, другие - новое осмысление героев дантевской «Божественной комедии», третьи убеждены, что Микеланджело представил этапы восхождения человека от греховного первобытного состояния до стадии татанизма и божественного совершенства.

Фреска «Страшный суд»

22 года спустя Микеланджело вновь был приглашен для работ по оформлению Сикстинской капеллы. В 1534 году папа Климент VII заказал ему расписать стену над алтарем. В результате была создана фреска «Страшный суд», которую искусствоведы называют одной из самых грандиозных во всей истории мировой живописи.

На этот раз художник изобразил человека слабым и беспомощным перед лицом неминуемой беды. От былой веры в величие и красоту людей не осталось и следа. В сцене «Страшного суда» нет ни одного жизнеутверждающего или вызывающего восхищение персонажа.

В центре помещен сам Иисус. Но его лицо грозное и непроницаемое. Его руки замерли в карающем жесте. Лица апостолов, обступающих Христа со всех сторон, тоже исполнены гнева. В руках они держат орудия пыток, которые не предвещают ничего хорошего для распластавшихся перед ними грешников.

Поздние дорисовки росписей и реставрационные работы

Сикстинская капелла - это величайший памятник монументальной живописи эпохи Возрождения. Но и более поздние поправки и дорисовки являются важным историческим свидетельством.

Сцена «Страшного суда» с десятками обнаженных тел с самого начала была неоднозначно воспринята церковнослужителями. Известно, что папа Павел IV приказал ученику Микеладжело - де Вольтерру прикрыть интимные места изображенных фигур драпировками, а Климент VIII и вовсе приказал уничтожить фреску. Спасти ее удалось только благодаря заступничеству художников. Попытки дорисовать одежды предпринимались также в XVII-XVIII веках.

В результате, когда в конце XX века группа специалистов приступила к перед ними встала серьезная проблема - какой вариант росписи следует восстановить. Было принято решение - оставить драпировки, дорисованные де Вольтером в конце XVI века, а остальные правки удалить.

После очистки фресок от копоти и пыли, они вновь засияли яркими красками. Это дало возможность увидеть изображения в том виде, в каком они были написаны великими мастерами эпохи Возрождения.

Отвечая на вопрос, что такое капелла, следует упомянуть, что это слово используется не только для обозначения религиозного сооружения. Капеллой называют место в соборе, где находятся певчие, музыкальный или певческий ансамбль, исполняющий духовную музыку, или даже профессиональное музыкальное учреждение, такое как Академическая капелла (Петербург, набережная Мойки, 20).