Строим своими руками

Наманган где находится. Путешествие в Узбекистан

Первые упоминания о Намангане относятся к концу XV века, а статусом города он обладает с 1610 года. После присоединения Кокандского ханства, в состав которого входила территория Ферганской долины, к Российской империи, он стал центром Наманганского уезда Ферганской области. В городе получили развитие образование, здравоохранение и промышленность, росла численность населения. В советское время данные процессы не прекратились. Сейчас Наманган является одним из крупнейших городов Узбекистана, количество его жителей превысило 475 тысяч.
В междугороднем автобусе, который вёз меня из Уч-Кургана, билеты продавал молодой кондуктор. Убедившись, что я его не понимаю, он показал указательный палец. Ясности для меня это не прибавило, и один из пассажиров подсказал:
- Билет стоит одну тысячу сумов.
Если перевести на наши деньги, то это было примерно 12 рублей, а, если учесть расстояние между городами (40 км), то недорого. Границы населённых пунктов, попавшихся по дороге, определить было непросто. Ферганская долина - одно из самых густонаселённых мест на Земле, и пустующих территорий здесь нет. Людские жилища чередуются с полями и фруктовыми садами. В России можно услышать мнение, что почти все узбеки уехали к нам на заработки. Картина за окном автобуса полностью опровергала данное заблуждение. Вдоль дороги перемещалась масса людей разных возрастов. Среди них была велика доля детей. В Намангане я вышел у гостиницы "Чорсу", скорее всего, получившей данное название по рынку, раскинувшемуся рядом. Огляделся вокруг и вспомнил 2007 год.
...Путешественник, пересекающий Узбекистан по шоссе, и ничего не знающий о нём, тем не менее, без проблем смог бы дать стране название. Он бы назвал её Страна ДЭУ... я, с удивлением, обнаружил, что количество марок автомобилей вокруг нас мало, меньше перечня блюд в меню захудалой чайханы, и все они марки ДЭУ. Нексия, Дамас, Тико и Матис. Немногие другие автомобили-это легковушки, произведённые в СССР времён развитого социализма ...
Автомобильная реальность сегодняшнего Намангана не торопилась опровергать это наблюдение. Дамасы выстроились в ожидании пассажиров.


Собрав велосипед, я обнаружил, что заднее колесо спущено. Подкачал его и решил прокатиться, чтобы посмотреть, как оно будет себя вести. Заодно начать знакомиться с городом. Тем более, что для определения места прокола всё равно нужна ёмкость с водой. Немного проехал, сфотографировал данное здание и обнаружил, что без ремонта колеса не обойтись. Кто-то из прохожих посоветовал обратиться в ближайший шиномонтаж, но он оказался закрыт. Стал интересоваться наличием поблизости фонтанов или реки - безуспешно. И тут мой взгляд упал на обочину дороги. Вдоль неё тёк арык!... Как я мог забыть об этом!... Выбрал место поудобней и разобрал своего железного коня. Из кафе, расположенного напротив, в мою сторону направился хорошо одетый мужчина.
- Братан! Что у Вас случилось?...
- Да вот, колесо проколол...
- Здесь рядом шиномонтаж есть.
- Он закрыт, я уже смотрел.
- Вам нужно в чём-нибудь помочь?
- Нет, спасибо. У меня всё есть с собой. Да и работа предстоит несложная.
- А Вы не местный?
- Нет. Я турист из России.
- Что, прямо к нам на велосипеде?
- Нет, на велосипед я пересаживаюсь только в городе, а вообще передвигаюсь на поезде или автобусе.
- Когда закончите, давайте заходите ко мне. Я Вас пловом накормлю.
- Спасибо. у меня времени на это нет...

Времени на подобные посиделки у меня, действительно, не было. Собрал отремонтированное колесо и двинулся дальше. Здесь значительную часть застройки составляли одноэтажные дома. К некоторым дворам можно было добраться лишь по узкому проходу.

В настоящее время железная дорога Ферганской долины отсечена от остальной сети Узбекистана. Т.к. ветка на Ташкент проходила через территорию ныне суверенного Таджикистана. Трудно сказать, как она используется в настоящее время. Возможно, жители этих домов не слишком огорчены данным обстоятельством.

Верчу фотоаппаратом направо и налево. Вдруг вижу, что на меня строго смотрит женщина, вышедшая из одного дома.
- Не надо фотографировать!... - защищает она грудью своё жилище.
- Почему? - меня не слишком-то её дом интересует, т.к. он ничем не интересней остальных, но нужно же прояснить ситуацию.
- Не надо, и всё...
- Хорошо. Скажите мне, пожалуйста, где здесь находится церковь? - это вопрос не праздный, потому что улочки расположены слишком хаотично.
- Там... - недовольное выражение не сходит с её лица. Видно, что она меня пока не простила.
Вскоре выхожу к храму Архистратига Михаила. Насколько я понял, он в Намангане единственный в своём роде.

Церковь расположена на обычном участке, между жилых домов. (Интересно, не возмущает ли это соседей?). Видно, что Бог дарует им и кое-что из произрастающих здесь плодов. Раздававшиеся из глубины двора голоса подсказывали, что местные обитатели чем-то заняты, а потому, постояв немного и никого не дождавшись, я отбыл, так и не поговорив...

По городу протекает Северный Ферганский канал (прилагательное "северный" не слишком гармонично соотносится со здешней природой, но, тем не менее...).

Через него перекинуты мосты. Так что можно сказать, что Наманган - город мостов и канала.

На улицах много лотков со всевозможной снедью. Чаще всего продают лепёшки. Большая стоит 1000 сум, маленькая 500. Примерно 12 и 6 рублей. Сколько они весят, нигде не указано (я не видел), думаю, что большая примерно 500 граммов. Тогда получается, что хлеб здесь дешевле, чем в Петербурге, но сравним по стоимости с его ценой в небольших городах России и Украины. Встречаются продавцы напитков. Подхожу к одному из них:
- Кроме лимонада есть что-нибудь?
- Можете сока попить, - он кивает на арык.
Я сразу не могу сообразить, это что, шутка такая? И смотрю на него вопросительно. Он разрешает моё недоумение:
- Там, в воде, стынут закупоренные банки с соком.

Мечеть Мулло Бозор Охунд.

Слез с велосипеда и вошёл на территорию комплекса. В помещении, расположенном у входа, находились несколько мужчин. От самого старшего в мою сторону прозвучал вопрос:
- А Вы кто будете?
- Российский турист. Знакомлюсь с Наманганом.
Он одобрительно кивнул и продолжил:
- А из какого города?
- Из Петербурга.
Мужчина ещё раз одобрительно кивнул. Его улыбка становилась всё шире и заметней.
- Проходите к нам, сейчас плов принесут, - он улыбался уже так, как это делали басмачи в советских фильмах, прежде, чем нанести коварный удар исподтишка. Правда, там нашим героям всегда кто-нибудь приходил на помощь, а кто спасёт меня?...
- Спасибо, я уже поел. Лучше я осмотрю мечеть. У меня времени мало, завтра я уезжаю в Андижан.
- Пожалуйста, ходите, смотрите, фотографируйте... И, если надумаете, то присоединяйтесь к нам...
Это сама мечеть.

Похоже на мавзолей Бозора Охунда. Забыл спросить о предназначении сооружения. После разговора уже к тем людям не подходил из-за опасения, что, всё-таки, заставят сесть за стол...

Температура воздуха поднялась выше 30 градусов, но я чувствовал себя вполне комфортно в качестве велосипедиста. Но, конечно, пил достаточно жидкости, да не забывал лишний раз перебраться на теневую сторону. Местные жители поступали точно также. Подходя к делу создания прохлады весьма творчески. Это один из примеров. Небольшие хижины чайханы нависают над водой.

Вскоре показалась гостиница "Чорсу", в которой я решил остановиться. Парадный вход в неё был закрыт. А прямо во дворе начинался огромный рынок. Я сразу купил по пути что-то из провизии и стал пристёгивать велосипед к столбу.
- Вы что, собираетесь его здесь оставить? - громко спросил у меня высокий молодой мужчина, выглядевший вполне прилично.
- Да, а что?...
- Украдут сразу! Лучше возьмите его с собой! Вы же идёте в гостиницу?...
Эта речь меня на мгновение обеспокоила: "А вдруг, здесь, действительно, воры почище, чем у нас? Не успеешь оглянуться..." Кругом было людское столпотворение. На первых двух этажах здания располагались магазинчики, и покупатели, а то и просто зеваки, без устали сновали между ними и базаром. Лишаться велосипеда мне было нельзя.
- Неужели металлический трос не поможет, - я всё ещё прощупывал обстановку.
- Вы не представляете, какой здесь народ! Плюнь на землю, и то унесут! Иногда мне стыдно, что это узбеки!... Тирада произносилась в самой гуще толпы, но никто не обращал на неё внимания. Манера речи говорившего отсылала слушателей к знаменитому монологу из "Кавказской пленницы" ("Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!..."). После этого он добавил уже более спокойно, - ладно, Вы идите, а я присмотрю за велосипедом...
Для меня кое-что стало проясняться. "Вот в чём дело. Стало быть, хочет поработать в качестве сторожа. Но как загнул красиво. У нас, пожалуй, так не смогут... Дам я ему потом немного денег, т.к. талант должен на что-то жить и развиваться..."
- Хорошо. Я только устроюсь и сразу назад, - сообщил я неожиданному помощнику, снимая с багажника рюкзак.
Гостиница занимала два этажа наверху здания. Отсюда открывался отличный обзор на округу.

При вселении в гостиницу какое-то время ушло на оформление регистрации, которая в Узбекистане нужна всем иностранцам. В это время раздался телефонный звонок, и дежурная, разговаривая, стала поглядывать на меня.
- Да, он здесь... Скоро выйдет... Хорошо, я передам...
Потом сообщила:
- Звонил директор одного из магазинов. Тот, который охраняет Ваш велосипед. Он сказал, что отлучится ненадолго, но попросит кого-нибудь из работников за ним посмотреть...
- Что?... Это был директор магазина?... - и когда изумление меня немного отпустило, - зачем ему это нужно?...
- Ну как же... Наверное, он не хочет, чтобы гость Намангана пострадал...
Когда я вышел, то около велосипеда курил какой-то молодой парень...
В первую очередь посмотрим объекты, показанные издали на предыдущем фото. Данное сооружение является мостом.

В башне, находящейся рядом, удалось разглядеть столы на балконе. Что ещё вмещает данная конструкция, судить не берусь.

От группы мужчин, по-видимому, водителей, отделился один:
- Сфотографируйте меня!...
Снимаю и достаю из фотоаппарата карту памяти.
- Ваше фото здесь. Достать его оттуда я сейчас никак не смогу...
Он улыбается и машет рукой. Может быть он и не хотел фотографии, а понял, что мне не достаёт изображений жителей города?...

Подхожу к торговцу дынями:
- Могу я у Вас купить только кусок? Мне не нужно целую...
- Вот Вам нож, отрезайте столько, сколько нужно.
Кусок получился на славу. Спрашиваю:
- Чем я обязан?
- Ничего не надо! Ешьте на здоровье!...
- Ну зачем же?... Давайте я заплачу! - чтобы уговорить его, добавляю шутливо, - если с меня денег не возьмёте, то и другие будут подходить и отрезать бесплатные куски. С чем останетесь?...
- Ничего страшного... У меня дынь много...

Долгое время Наманган считался одним из религиозных центров Средней Азии. Особенно ярко это проявилось в конце XX века, когда отсюда стал распространяться радикальный ислам. Местом обитания новых Рыцарей Веры стала мечеть Мулло Киргиз, построенная в начале XX века. Провокационные действия ваххабитов вызвали возмущение значительной части горожан, которые потребовали закрыть этот рассадник конфликтов и нестабильности. Что и было сделано.

Когда я вошёл с фотоаппаратом во двор, помня, какой радушный приём был мне оказан в предыдущей мечети, и начал снимать, ко мне сразу подбежал молодой парень и сказал, что фотографировать нельзя. Да и находиться-то, вроде бы, можно только с разрешения, т.к. здесь сейчас учебное заведение. Нельзя, так нельзя. Мечеть можно увидеть на предыдущем фото.

У меня в рюкзаке всегда термос с чаем. Чтобы его заполнить зашёл в попавшуюся чайхану. Перекусил заодно. Остальные посетители не торопились. Наслаждались общением, трапезничали. Куда спешить? Впереди ещё много времени. Ведь жизнь такая долгая...

Она оказалась закрытой. Посмотрим внутрь через ворота.

Вскоре показался комплекс Ходжи Амина Кобры. Начинался он с мавзолея, построенного в XVIII веке, а позднее прирос другими строениями. На входе ко мне вышел охранник:
- Вы что хотите? - интонация его голоса позволяла услышать вопрос чуть иначе, - Вам что-то объяснить?
Так и получилось. Узнав, что я приехал фотографировать Наманган, он широким жестом пригласил пройти во двор и смотреть всё, что угодно.
Это мавзолей.

Внутри, по-моему, расположено оборудование для совершения молитвы.

Когда Аллах решает осведомиться, как идут здесь дела, то заглядывает через это окно.

Большая мечеть появилась позже.

На этом дастархане хорошо усваивается Коран.

Фрагмент старого дерева, росшего на территории комплекса.

Теперь главное место занимает двадцатилетний чинар.

Растут и фрукты, но немного.

Перед молитвой необходимо совершить омовение ног и рук.

Во время осмотра ко мне присоединился охранник. Возможно, и присматривал заодно, чтобы всё закончилось без происшествий. Конечно, расспросил кто я да откуда, сам кое-что рассказал. Короче, расстались мы хорошо. Он попросил меня оставить отзыв в специальной книге и сфотографировать его на память. Что я, с удовольствием, сделал.

Медресе Мулло Киргиз построено в 1912 году.

Видно, что сооружение находится в состоянии ремонта. Какова скорость данного процесса, сказать не берусь.

Судя по наличию большого количества частной застройки, город развивался, в основном, хаотично. Новые районы, скорее всего, появились на месте ликвидированных строений прошлого. Центром Намангана, к которому сходятся многие магистрали, можно считать парк Бабура, основанный в 1884 году, и бывший сначала садом уездного начальника, а затем парком Пушкина. Он включил в себя территорию бывшей городской крепости, от которой, к настоящему времени, ничего не осталось.

Конечно, сюда подведена вода.

Которая, вместе с местным жарким солнцем, помогает человеку навести красоту.

Мавзолей поэта Нодима Намангоний.

Краеведческий музей. Узбекская надпись продублирована на русском и английском языках.

Парковую зону удачно продолжает административный квартал.

Монумент, думаю, посвящён независимости. Технически сложная композиция (птицы с колонной и между собой соприкасаются только крыльями) изображает журавлей, обративших благодарные взоры на северо-запад.

Технический университет.

Музыкально-драматический театр. Говорят, что в плане здание имеет форму креста.

Смотрим ещё одно новое здание и тронемся дальше.

Передвигаться по Намангану на велосипеде удобно. Транспортный поток здесь не слишком плотен. Постоянно останавливающиеся маршрутки часто не приближаются к поребрику, т.к. потенциальные пассажиры заранее выходят подальше на проезжую часть, а самый правый ряд занимают пешеходы, велосипедисты, граждане с различными телегами и прочими подручными средствами, движущиеся в обоих направлениях.

Кинотеатр имени поэта Боборахима Машраба. На фасаде приведены его слова на узбекском и русском языках. "Я не ангел, не дух святой, а человек я земной, родившийся в Намангане". Думаю, что это абсолютно правильно. Можно было бы, конечно, не переводить этих слов на русский язык, а заявить "Хотят знать произведения Машраба, пусть учат узбекский язык". Но в таком случае у данного поэта было бы меньше читателей. А так добавился я...

Далее попадаю на площадь украшенную ещё одним монументом. Сооружение выглядит универсально, его можно посвятить практически любому событию или чувству. Но слетевший на него с герба страны орёл и находящийся ниже государственный флаг указывают, что сооружение возведено в честь Узбекистана.

В сторону, противоположную центру, отходит улица, на которой строительство только ещё идёт. Длинные тени, которые стали отбрасывать предметы, подсказывают, что удаляться по ней нельзя. Пора поворачивать.

У обочины дороги постоянно стоит много желающих проехать на маршрутке. Думаю, что данные автомобили перевозят огромное количество пассажиров. Какова реальная вместимость (а загружают именно столько, сколько поместится) этих микроавтобусов сказать сложно. Вот наглядный пример. Думаю, что ГАИ претензий не выдвигает, иначе водители соблюдали бы требования, указанные в техническом паспорте.

Девушки! Скажите пожалуйста, что находится в этом здании?
- Ну это, свадебное...
- Дворец бракосочетаний?
- Да, а почему Вы спрашиваете? - видимо, намекая на мой возраст.
- Да я за невестой приехал. Но мне нужна которая плов хорошо готовит...
- У нас все его умеют делать, - улыбаются довольные, что их умение востребовано в современном мире. Следующая остановка - Детский парк. Построен недавно.Вперёд

Наманганская Хоким Базаров Хайрулло Хайитбаевич История и география Основан 1610 Первое упоминание конец XV века Город с 1610 Площадь 145 км² Высота центра 476 м Часовой пояс UTC+5 Население Население 597,4 тыс. человек (2017 ) Плотность 4120 чел./км² Национальности цыгане (среднеазиатские) и др. Цифровые идентификаторы Почтовый индекс 716000 Автомобильный код 16 (старого образца 1998-2008)
50-59 (нового образца с 01.10.2008)
namangan.uz Медиафайлы на Викискладе

География

Наманган расположен в северной части Ферганской долины , в 200 км к юго-востоку от Ташкента (по дороге около 300 км). Высота 476 м над уровнем моря.

Давлатабадский район г.Намангана был упразднен в 2003 г. и напрямую подчинен хокимияту (администрации) города. .

Территория города до 2016 года составляла 101,5 км² , в 2016 году к городу были присоединены части территории Наманганского , Уйчинского и Янгикурганского районов, в результате этого площадь города выросла до 145 км² .

Население

В городе проживают представители 20 национальностей, подавляющее большинство составляют узбеки . По данным на 2011 год, их доля составляла 95,9 % населения города . Доля русскоговорящего населения Намангана резко уменьшилась после распада СССР, большинство которого, уехало в другие страны, прежде всего в Россию.

Повышенный прирост населения в 2016 году объясняется присоединением в этом году к городу Намангану части территорий Наманганского , Уйчинского и Янгикурганского районов.

Согласно всеобщей переписи населения Российской империи проведённой 28 января (9 февраля) 1897 год . путём непосредственного опроса всего населения на одну и ту же дату, в соответствии с Высочайше утверждённым в 1895 году «Положением о Первой всеобщей переписи населения Российской Империи», Наманган был крупным городом в Средней Азии. Численность населения и национальный состав Ферганской области по городам в 1897 :

всего сарты узбеки таджики персы русские украинцы киргизы кашгарцы тюркские
наречия не
распределённые
поляки немцы цыгане евреи татары
62 017 52 890 6 691 52 822 204 48 10 6 670 192 46 2 110 194

История

Основание города

Считается, что название «Наманган» произошло от персидского «Намак кан» (نمک‌کان) - «соляная копь». Археологические раскопки показали наличие поселения на территории современного города (в районе каменного моста через Намангансай) в первые века нашей эры. По преданию, на территории поселения располагалось озеро, где добывалась поваренная соль . Первые упоминания о собственно населённому пункте Наманган относятся к концу XV века , а с 1610 года Наманган стал городом . В 1620 году в Наманган переселились жители разрушенного землетрясением Ахсикента .

В развитии Намангана огромную роль сыграло прорытие канала Янгиарык в 1819-1821 годах. Российский путешественник и географ А.Ф.Миддендорф , посетивший Наманган в 1878 году писал:

Как осуществилось одно из последних творений - Янгиарык в Наманганском уезде? Из каждого двора требовали по одному работнику; вооружённый своим кетменем, он должен был работать на своих харчах в течение 15 дней по устройству обводнительного канала. По прошествии 3 лет добились небольшого протока воды, а затем, в последующие 10 лет, канал был расширен и углублен

А.Ф.Миддендорф . Очерки Ферганской долины, СПБ, 1882.

Наманган был известен как ремесленный центр, в котором проживали гончары, ткачи, медники, кузнецы, красильщики, ювелиры, набойщики тканей, сапожники. Были развиты садоводство, шелководство, процветала торговля с Китаем , Бухарой и соседними кочевыми племенами. Находясь в составе Кокандского ханства , Наманган переживал бесконечные междоусобицы, разорительные войны и набеги, подрывавшие экономику города. В 1843 году, сын кокандского правителя Шералихана Худоярхан был беком в Намангане. В 1845 году Мусулманкул забрал 16-летнего Худояра из Намангана в Коканд и провозгласил его ханом.

В составе Российской империи

Бесконечные интриги, перевороты и следовавшие за ним беспорядки привели к тому, что Наманган в 1873-76 годах присоединился к восстанию против Худоярхана. Царь Александр II , поддерживая Худоярхана, послал войска для подавления восстания. 26 сентября 1875 года генерал Скобелев , переправившись через Сырдарью, занял город. Однако уже через месяц, в октябре, мятежники захватили Наманган и русский гарнизон, укрепившийся в цитадели, с трудом отбил атаки повстанцев. Тогда Скобелев, подтянув дополнительные силы, подвергнул Наманган артиллерийской бомбардировке, и выбив мятежников из города, окончательно присоединил его к Российской империи . После включения территории Кокандского ханства в состав империи город стал центром Наманганского уезда Ферганской области .

С присоединением к России в Среднюю Азию начал быстрыми темпами проникать промышленный, торговый и банковский капитал. По данным статистики, в 1892 году в Наманганском уезде работало 28 различных предприятий, на которых трудились 704 рабочих. Быстрыми темпами развивалась хлопкоперерабатывающая промышленность. Самыми большими масштабами производства, отличались 20 хлопкоочистительных заводов, которые вырабатывали 81,5% всей валовой промышленной продукции.

В связи с развитием хлопкоперерабатывающей промышленности колоссально возрос спрос на хлопок-сырец. В 1892 году, валовой сбор хлопка в уезде составил 22,6 тысяч тонн с 21,5 тысяч гектара, урожайность составила 10,5 центнера. В Намангане работало 10 хлопкоочистительных заводов, из которых 4 паровые, остальные водяные; два салотопенных завода, 8 мыловаренных, 10 кожевенных, один водочный завод; 15 мукомолен, 65 маслобоен, 3 толчеи, 9 гончарных, 2 кирпичные и 4 чугуноплавильных мастерских .

Развитие промышленности, отразилось и на росте населения Намангана. Если по данным переписи 1897 года в нём проживало 62 017 человек, то в 1910 году уже 75 580 человек. Наманган занимал первое место в Ферганской долине по численности школ и мактабов . В городе успешно работало 1 приходское училище, 1 русско-туземная начальная школа с вечерними курсами для взрослых и 68 мусульманских мактабов. Действовала больница на 20 коек.

В 1912 году Наманган был соединён железной дорогой с Кокандом . Наманган превратился в один из промышленных центров и вторым после Ташкента городом в Туркестанском генерал-губернаторстве , по численности населения. В это время было построено много зданий и сооружений, среди них мавзолей Ходжамны-Кабры и медресе Муллы-Киргиза.

22 октября 1908 года, вместе с другими гербами Ферганской области, был утверждён герб города Намангана. Его описание было таким:

В червлёном щите три серебряные шелковичные червя, свернувшиеся в кольцо. В вольной части герб Ферганской области .

С конца 1917 года, в городе периодически происходили вооружённые столкновения между большевиками и контрреволюционными силами. В апреле 1920 года, Наманган посетил и пробыл несколько дней, командующий Туркестанским фронтом и член комиссии ВЦИК по делам Туркестана М.В.Фрунзе . Вместе с ним в Наманган прибыли председатель комиссии ВЦИК по делам Туркестана Ш.З.Элиава , председатель Маргиланского союза «Кошчи» Юлдаш Ахунбабаев . Примерно к середине 1923 года, Красной Армии удалось подавить басмаческое движение в уезде.

Независимый Узбекистан

После обретения Узбекистаном независимости Наманган остался областным центром Наманганской области. В первой половине 1990-х годов, в городе функционировали неправительственные псевдоисламские организации («Товба», «Ислом Лашкарлари»). Данные организации ставили целью построение так называемого «халифата» в Ферганской долине. Это привело к напряжённой социальной обстановке в городе. Однако к середине 1990-х годов властям удалось восстановить порядок в городе. Видные активисты псевдоисламского движения были вынуждены скрыться из страны и влияние бандформирований пошло на убыль.

Транспорт

В сезоне 1989/1990 гг., выступая в зоне «Восток» Второй лиги чемпионата СССР, «Навбахор» набрав 58 очков, занял второе место, пропустив вперёд ферганский «Нефтяник» . Это позволило клубу подняться из второй лиги и сезон 1990/1991 гг., «Навбахор» проводил в первой лиге чемпионата СССР.

Так называемая группировка «Ислом лашкарлари» делилась на два крыла:

а) «Адолат» или «Партсъезд-9» . Члены группы присвоив себе функции правоохранительных органов, самовольно занимались поддержанием общественного порядка. При этом юридическими нормами были провозглашены якобы законы шариата. Члены группы неоднократно совершали акты самосуда и убийства сотрудников милиции. Это крыло «Ислом лашкарлари» было разгромлено в марте-апреле 1992 г.

б) «Ваххабиты» . Главное внимание уделяли обсуждению религиозных вопросов. Руководитель - Тохир Юлдаш . Члены организации подразделялись на группы по 20-50 человек. Количество групп доходило до 60. Группа поддерживала связи с Хизб ут-Тахрир .

Также, в 1992-1995 годах, в городе и области действовала группа «Товба» («Тауба»), под руководством Джумы Намангани . Количество членов доходило до 300 человек. Организация, придерживаясь религиозных взглядов, осуждала факты гибели военнослужащих-срочников и неуставных взаимоотношений в армии.

Наибольший размах деятельность ваххабитов достигла в 1992-93 годах. Пользуясь слабостью новых властей, они широко демонстрировали свою силу, занимаясь самосудом, обосновывая свои действия якобы законами шариата. Но в 1993 году, власти начали первый этап борьбы с бандформированиями. В результате были разгромлены ряд криминальных организаций, а их лидер Тохир Юлдаш, вместе с соратниками бежал в Афганистан .

После террористических актов в Ташкенте 16 февраля 1999 года представители бандформирований подверглись репрессиям и гонениям. Мечеть Мулло Киргиз (Отауллохон) перешла в управление государству. На сегодняшний день ситуация находится под полным контролем властей.

Христианство

  • Наманганская городская церковь Евангелистских Баптистских христиан.

Достопримечательности

  • Мавзолей Ходжамны-Кабры, возведенный в XVIII веке под руководством известного мастера Мухаммада Ибрагима сына Абдурахима. Мавзолей был построен в те времена, когда Наманган превращался в один из крупных городов Ферганской долины. Причудливая терракота, теснённая многоцветной поливной облицовкой украшает здание мавзолея.
  • Медресе Муллы-Киргиза (1910 год), мечеть Атавалихона, мечеть Аттавалик-Хонтур и мечеть Муллы Бозора Охунда.
  • Дом Султана Ахмедова (XIX в.).
  • Основанный в 1884 году, Наманганский парк, был вначале садом уездного начальника. Он стал доступен для жителей города, только после Октябрьской революции 1917 года. С 1938 года, парк носил имя А. С. Пушкина, а после приобретения республики независимости в 1991 году, парк носит имя Бабура . Парк расположен в центре города, к нему ведут 12 городских улиц и его территория составляет около 14 гектаров.
  • В городе функционирует Наманганский национальный исторический музей.

Наманганский арк (крепость, цитадель) находился на территории нынешнего парка Бабура. Во время восстания в Намангане антисоветских элементнов, цитадель служила местом укрытия красноармейцев. Позднее арк был срыт, оставшиеся фрагменты крайне незначительны.

Наманган расположен в северной части Ферганской долины, в 200 км к юго-востоку от Ташкента (по дороге около 300 км). Высота 476 м над уровнем моря.

Территория города Намангана и бывшего Давлатабадского района, ныне составляют единое административно-территориальное образование.

История

Основание города

Название «Наманган» произошло от персидского «Намак кан» (نمک‌کان) - «соляная копь». Археологические раскопки показали наличие поселения на территории современного города (в районе каменного моста через Намангансай) в первые века нашей эры. Первые упоминания о Намангане относятся к концу XV века, город с 1610 года. В 1620 году в город Наманган переселились жители разрушенного землетрясением Ахсикента.

В развитии Намангана огромную роль сыграло прорытие канала Янгиарык в 1819-1821 годах. Российский путешественник и географ А.Ф.Миддендорф, посетивший Наманган в 1878 году писал:

Как осуществилось одно из последних творений - Янгиарык в Наманганском уезде? Из каждого двора требовали по одному работнику; вооружённый своим кетменем, он должен был работать на своих харчах в течение 15 дней по устройству обводнительного канала. По прошествии 3 лет добились небольшого протока воды, а затем, в последующие 10 лет, канал был расширен и углублен

А.Ф.Миддендорф . Очерки Ферганской долины, СПБ, 1882.

Наманган был известен как ремесленный центр, в котором проживали гончары, ткачи, медники, кузнецы, красильщики, ювелиры, набойщики тканей, сапожники. Были развиты садоводство, шелководство, торговля с Китаем, Бухарой и соседними кочевыми племенами. Находясь в составе Кокандского ханства, Наманган переживал бесконечные междоусобицы, разорительные войны и набеги, подрывавшие экономику города. В 1843 году сын кокандского правителя Шералихана Худоярхан был беком в Намангане. В 1845 году Мусулманкул забрал 16-летнего Худояра из Намангана в Коканд и провозгласил его ханом.

В составе Российской империи

Бесконечные интриги, перевороты и следовавшие за ним беспорядки привели к тому, что Наманган в 1873-76 годах присоединился к восстанию против Худоярхана. Царь Александр II, поддерживая Худоярхана, послал войска для подавления восстания. 26 сентября 1875 года генерал Скобелев, переправившись через Сырдарью, занял город. Однако уже через месяц, в октябре, мятежники захватили Наманган и русский гарнизон, укрепившийся в цитадели, с трудом отбил атаки повстанцев. Тогда Скобелев, подтянув дополнительные силы, подвергнул Наманган артиллерийской бомбардировке, и выбив мятежников из города, окончательно присоединил его к Российской империи. После включения территории Кокандского ханства в состав империи город стал центром Наманганского уезда Ферганской области.

С присоединением к России в Среднюю Азию начал быстрыми темпами проникать промышленный, торговый и банковский капитал. По данным статистики, в 1892 году в Наманганском уезде работало 28 различных предприятий, на которых трудились 704 рабочих. Быстрыми темпами развивалась хлопкоперерабатывающая промышленность. Самыми большими масштабами производства, отличались 20 хлопкоочистительных заводов, которые вырабатывали 81,5% всей валовой промышленной продукции.

В связи с развитием хлопкоперерабатывающей промышленности колоссально возрос спрос на хлопок-сырец. В 1892 году, валовой сбор хлопка в уезде составил 22,6 тысяч тонн с 21,5 тысяч гектара, урожайность составила 10,5 центнера. В Намангане работало 10 хлопкоочистительных заводов, из которых 4 паровые, остальные водяные; два салотопенных завода, 8 мыловаренных, 10 кожевенных, один водочный завод; 15 мукомолен, 65 маслобоен, 3 толчеи, 9 гончарных, 2 кирпичные и 4 чугуноплавильных мастерских.

Развитие промышленности, отразилось и на росте населения Намангана. Если по данным переписи 1897 года в нём проживало 62 017 человек, то в 1910 году уже 75 580 человек. Наманган занимал первое место в Ферганской долине по численности школ и мактабов. В городе успешно работало 1 приходское училище, 1 русско-туземная начальная школа с вечерними курсами для взрослых и 68 мусульманских мактабов. Действовала больница на 20 коек.

В 1912 году Наманган был соединён железной дорогой с Кокандом. Наманган превратился в один из промышленных центров и вторым после Ташкента городом в Туркестанском генерал-губернаторстве, по численности населения. В это время было построено много зданий и сооружений, среди них мавзолей Ходжамны-Кабры и медресе Муллы-Киргиза.

22 октября 1908 года, вместе с другими гербами Ферганской области, был утверждён герб города Намангана. Его описание было таким:

В червлёном щите три серебряные шелковичные червя, свернувшиеся в кольцо. В вольной части герб Ферганской области

С конца 1917 года, в городе периодически происходили вооружённые столкновения между большевиками и контрреволюционными силами. В апреле 1920 года, Наманган посетил и пробыл несколько дней, командующий Туркестанским фронтом и член комиссии ВЦИК по делам Туркестана М.В.Фрунзе. Вместе с ним в Наманган прибыли председатель комиссии ВЦИК по делам Туркестана Ш.З.Элиава, председатель Маргиланского союза «Кошчи» Юлдаш Ахунбабаев. Примерно к середине 1923 года, Красной Армии удалось подавить басмаческое движение в уезде.

В результате национально-государственного размежевания 1924 года, от территории Наманганского уезда были отделены 10 волостей (Чаткальская, Алабукинская, Аимская и др.), которые вошли в состав Киргизской автономной республики.

В 1926 году город пережил сильное землетрясение. Коллективизация, начавшаяся в 1927 году, сопровождалась массовым недовольством населения и вооружёнными выступлениями, продолжавшимися до конца второй пятилетки (1937 год).

В 1930 году в Намангане имелись 17 школ первой ступени и две школы повышенного типа: одна семилетка и одна девятилетка, работали 307 школ по ликвидации безграмотности. Функционировали 2 детсада, 2 детдома и 6 детплощадок. В городе работали педагогический техникум и медицинский рабфак. Работало 7 клубов, 31 красный уголок, 2 библиотеки, 3 кинотеатра и 1 музей-зоосад. 15 июня 1932 года, по инициативе известного узбекского поэта и просветителя Хамзы Хаким-заде Ниязи, в Намангане был открыт областной музыкально-драматический театр имени Алишера Навои, функционирующий и поныне.

10 марта 1941 года, указом Президиума Верховного Совета СССР, была образована Наманганская область в составе Узбекской ССР, а город Наманган стал её административным центром.

В 1941-1943 годах в эвакуации в Намангане находились проектный институт всесоюзного значения ГИПРОИВ и Всесоюзный научно-исследовательский институт искусственного волокна (ВНИИВ). Также, с сентября 1942 года по весну 1945 года, в Намангане, а также Фергане, Андижане и Учкургане, временно базировалась Армавирская военная авиационная школа пилотов /АВАШП/, в дальнейшем слившаяся с Краснодарским высшим военным авиационном училищем лётчиков. В годы войны Наманганский химический завод выпускал стропы для парашютов. Около 24 тысяч наманганцев, погибло на фронтах Великой Отечественной войны.

Герб Намангана в советское время

С 3 по 5 декабря 1990 года в городе произошли беспорядки на национальной почве. 2 декабря местные хулиганы устроили ссору и драку с военными в автобусе. В ходе беспорядков погибли 5 военнослужащих Советской Армии, которых хулиганы сожгли в том же автобусе, где была устроена драка. Также погибло трое гражданских лиц. По другим данным зачинщиками ссоры и драки были сами военнослужащие, которые в состоянии алкогольного опьянения начали приставать к женщинам и девушкам. События получили освещение в общесоюзных СМИ; газета «Комсомольская правда» писала об этих событиях в статье «Чёрные яблоки Намангана».

В 1990 году в Намангане открылся первый в СССР официальный учебный центр восточной медицины по подготовке специалистов бесконтактного массажа, методом Джуны Давиташвили с выдачей официального документа при ОНИЛ ДД ИОФ АН СССР (Отраслевая научно-исследовательская лаборатория «дистанционная диагностика» института общей физики академии наук СССР) Организатором являлся Мадаминов Тахир Касымович.

Независимый Узбекистан

После обретения Узбекистаном независимости Наманган остался областным центром Наманганской области. В первой половине 1990-х годов, в городе функционировали неправительственные исламские организации («Товба», «Ислом Лашкарлари»). Данные организации ставили целью построение исламского халифата в Ферганской долине. Это привело к напряжённой социальной обстановке в городе. Однако к середине 1990-х годов властям удалось восстановить порядок в городе. Видные активисты исламского движения были вынуждены скрыться из страны и влияние исламистов пошло на убыль.

Находится уникальное государство. У всех, кто слышит о нем, возникают ассоциации с ярким солнцем, специями и вкусными фруктами. А называется оно Узбекистан. Наманган - город, являющийся одним из крупнейших в республике по численности населения. Уступает он только Самарканду и Ташкенту. По данным на 2015 г. в нем проживало около 500 тыс. человек. Расстояние до столицы составляет приблизительно 300 км. Расположен на высоте 476 метров над уровнем моря.

Более 2,5 млн человек проживает в области, которая входит в современный Узбекистан. Город Наманган является ее административным центром. На севере эта территория граничит с Киргизией, на юго-западе - с Таджикистаном, остальные границы внутренние (Ферганская, Ташкентская, Андижанская обл.).

По историческим данным, город Наманган получил свое название от персидского слова. В прошлом здесь добывали соль и торговали ею. Археологами были найдены следы древнего поселения людей, которые перекочевали сюда из другого города, разрушенного в результате землетрясения, о чем свидетельствуют исторические источники.

Особенности климата

Жаркой погодой встречает гостей Узбекистан. Наманган расположен на севере Ферганской долины, а всего область занимает площадь более 100 тыс. км 2 . Климат здесь резко континентальный. Зимой выпадает снег, однако лежит он совсем недолго. Лето жаркое, практически без осадков. В этот сезон температура воздуха составляет +25… +28 ºС, но иногда может значительно превышать эти показатели. Самые высокие зафиксированы на отметке +40 ºС. Для зимнего периода характерна неустойчивая погода, однако температура редко опускается ниже -10 ºС, часто бывают оттепели. Самый холодный месяц - январь, наиболее жаркий - июль. Потепление уже приходит в марте. Именно в это время зацветают все плодовые деревья. Ведь не зря славится фруктами Узбекистан.

Наманган: исторические справки

Первое упоминание о городе датировано XV столетием. Важными стали 1819-1821 гг. В это время был прорыт канал Янгиарык, который повлиял на развитие Намангана. Не последнюю роль сыграло присоединение к Российской империи. Благодаря этому в городе, помимо ремесел, стало развиваться и сельское хозяйство. Наиболее значимым стало производство хлопка. Было построено много заводов, которые имели важное значение для экономического роста.

Именно в советское время стремительно стал развиваться Узбекистан. Наманган - город, в котором особое внимание уделяли образованию и культурной сфере. Началось массовое строительство школ и дошкольных учреждений. Появились оборудованные площадки для игр. А для тех, кто закончил школу, были открыты техникумы по медицине и педагогике. Драматический театр, кинотеатры, музеи зоологического профиля, клубы и библиотеки спосособствовали культурному досугу населения.

Во время Великой Отечественной войны многие научные и культурные предприятия были перемещены в Наманган. Это были, например, театры, проектные и научно-исследовательские институты, в том числе военная школа пилотов.

Население

По официальной статистике, г. Наманган (Узбекистан) населяет около 500 тысяч человек. Ранее этот город был интернациональным. До распада СССР количество русских составляло 30-40 %, здесь проживали и представители других национальностей. А в настоящее время более 95 % - этническое население. Официальный язык - узбекский, однако практически все жители хорошо владеют русским.

На протяжении почти всего периода своего существования жители города занимались ремеслами. В основном это были гончарное дело, ювелирные работы, обувное дело, ткачество. Благодаря этим занятиям слава о Намангане разлетелась по всему миру.

Наманган сегодня

На сегодняшний день город Наманган стремительно развивается. Здесь функционирует много школ, детских садов, медицинских учреждений с современным оборудованием. Строятся спортивные заведения, реставрируются исторические достопримечательности. Детей стараются воспитывать в духе патриотизма, пропагандируют здоровый образ жизни. активно участвует в разработке проектов по развитию города.

Особое внимание уделяется спорту, например, баскетболу, теннису, плаванию, легкой атлетике. И это далеко не весь перечень. Прославился г. Наманган (Узбекистан) благодаря знаменитому футбольному клубу «Навбахор». Здесь проводятся республиканские состязания и чемпионаты, спартакиада. Для того чтобы создать необходимые условия, местная администрация оборудовала теннисный корт и несколько спорткомплексов.

Транспорт

В городе работает аэропорт. Основные маршруты - до Ташкента (столицы республики) и в некоторых российские города. Из центра Намангана до аэропорта добираются на такси, поскольку он расположен в 12 километрах.

Помимо авиатранспорта, в этом городе функционирует и железнодорожный. Он появился более века назад. Протянутая железнодорожная линия стала называться Ферганской. Сейчас по этим путям перевозят грузы и пассажиров. Несколько лет назад в Намангане перестали работать троллейбусы. Сейчас остались только маршрутные такси и автобусы.

Подведем итоги

На здешних территориях найдены месторождения различных полезных ископаемых, среди которых выделяются свинец, нефть, золото, медь, газ. Вот такие богатства залегают в недрах Республики Узбекистан. Наманган, фото которого можно увидеть в статье, - перспективный город. Все ученые пророчат ему успешное экономическое будущее.

Наманга́н (узб. Namangan) - административный центр Наманганской области, Республики Узбекистан. Третий по численности населения город в Узбекистане после Ташкента и Самарканда. География Наманган расположен в северной части Ферганской долины, в 200 км к юго-востоку от Ташкента (по дороге около 300 км). Высота 476 м над уровнем моря. Территория города Намангана и бывшего Давлатабадского района, ныне составляют единое административно-территориальное образование. История Основание города Править Название «Наманган» произошло от персидского «Намак кан» (نمک‌کان) - «соляная копь». Археологические раскопки показали наличие поселения на территории современного города (в районе каменного моста через Намангансай) в первые века нашей эры. Первые упоминания о Намангане относятся к концу XV века, город с 1610 года. В 1620 году в город Наманган переселились жители разрушенного землетрясением Ахсикента. В развитии Намангана огромную роль сыграло прорытие канала Янгиарык в 1819-1821 годах. Российский путешественник и географ А. Ф. Миддендорф, посетивший Наманган в 1878 году писал: Как осуществилось одно из последних творений - Янгиарык в Наманганском уезде? Из каждого двора требовали по одному работнику; вооружённый своим кетменем, он должен был работать на своих харчах в течение 15 дней по устройству обводнительного канала. По прошествии 3 лет добились небольшого протока воды, а затем, в последующие 10 лет, канал был расширен и углублен А. Ф. Миддендорф. Очерки Ферганской долины, СПБ, 1882. Наманган был известен как ремесленный центр, в котором проживали гончары, ткачи, медники, кузнецы, красильщики, ювелиры, набойщики тканей, сапожники. Были развиты садоводство, шелководство, торговля с Китаем, Бухарой и соседними кочевыми племенами. Находясь в составе Кокандского ханства, Наманган переживал бесконечные междоусобицы, разорительные войны и набеги, подрывавшие экономику города. В 1843 году сын кокандского правителя Шералихана Худоярхан был беком в Намангане. В 1845 году Мусулманкул забрал 16-летнего Худояра из Намангана в Коканд и провозгласил его ханом. В составе Российской империи Бесконечные интриги, перевороты и следовавшие за ним беспорядки привели к тому, что Наманган в 1873-76 годах присоединился к восстанию против Худоярхана. Царь Александр II, поддерживая Худоярхана, послал войска для подавления восстания. 26 сентября 1875 года генерал Скобелев, переправившись через Сырдарью, занял город. Однако уже через месяц, в октябре, мятежники захватили Наманган и русский гарнизон, укрепившийся в цитадели, с трудом отбил атаки повстанцев. Тогда Скобелев, подтянув дополнительные силы, подвергнул Наманган артиллерийской бомбардировке, и выбив мятежников из города, окончательно присоединил его к Российской империи. После включения территории Кокандского ханства в состав империи город стал центром Наманганского уезда Ферганской области. С присоединением к России в Среднюю Азию начал быстрыми темпами проникать промышленный, торговый и банковский капитал. По данным статистики, в 1892 году в Наманганском уезде работало 28 различных предприятий, на которых трудились 704 рабочих. Быстрыми темпами развивалась хлопкоперерабатывающая промышленность. Самыми большими масштабами производства, отличались 20 хлопкоочистительных заводов, которые вырабатывали 81,5 процента всей валовой промышленной продукции. В связи с развитием хлопкоперерабатывающей промышленности колоссально возрос спрос на хлопок-сырец. В 1892 году, валовой сбор хлопка в уезде составил 22,6 тысяч тонн с 21,5 тысяч гектара, урожайность составила 10,5 центнера. В Намангане работало 10 хлопкоочистительных заводов, из которых 4 паровые, остальные водяные; два салотопенных завода, 8 мыловаренных, 10 кожевенных, один водочный завод; 15 мукомолен, 65 маслобоен, 3 толчеи, 9 гончарных, 2 кирпичные и 4 чугунноплавильных мастерских. Развитие промышленности, отразилось и на росте населения Намангана. Если по данным переписи 1897 года в нём проживало 62 017 человек, то в 1910 году уже 75 580 человек. Наманган занимал первое место в Ферганской долине по численности школ и мактабов. В городе успешно работало 1 приходское училище, 1 русско-туземная начальная школа с вечерними курсами для взрослых и 68 мусульманских мактабов. Действовала больница на 20 коек. В 1912 году Наманган был соединён железной дорогой с Кокандом. Наманган превратился в один из промышленных центров и вторым после Ташкента городом в Туркестанском генерал-губернаторстве, по численности населения. В это время было построено много зданий и сооружений, среди них мавзолей Ходжамны-Кабры и медресе Муллы-Киргиза. 22 октября 1908 года, вместе с другими гербами Ферганской области, был утверждён герб города Намангана.

Герб Намангана, Российская империя Его описание было таким: В червлёном щите три серебряные шелковичные червя, свернувшиеся в кольцо. В вольной части герб Ферганской области При советской власти 10 мая 1917 года, в городе состоялся митинг трудящихся, а в июне 1917 года, в городе был создан мусульманский Совет рабочих депутатов. С конца 1917 года, в городе периодически происходили вооружённые столкновения между большевиками и контрреволюционными силами. В апреле 1920 года, Наманган посетил и пробыл несколько дней, командующий Туркестанским фронтом и член комиссии ВЦИК по делам Туркестана М. В. Фрунзе. Вместе с ним в Наманган прибыли председатель комиссии ВЦИК по делам Туркестана Ш. З. Элиава, председатель Маргиланского союза «Кошчи» Юлдаш Ахунбабаев. Примерно к середине 1923 года, Красной Армии удалось подавить басмаческое движение в уезде. В результате национально-государственного размежевания 1924 года, от территории Наманганского уезда были отделены 10 волостей (Чаткальская, Алабукинская, Аимская и др.), которые вошли в состав Киргизской автономной республики. В 1926 году город пережил сильное землетрясение. Коллективизация, начавшаяся в 1927 году, сопровождалась массовым недовольством населения и вооружёнными выступлениями, продолжавшимися до конца второй пятилетки (1937 год). В 1930 году в Намангане имелись 17 школ первой ступени и две школы повышенного типа: одна семилетка и одна девятилетка, работали 307 школ по ликвидации безграмотности. Функционировали 2 детсада, 2 детдома и 6 детплощадок. В городе работали педагогический техникум и медицинский рабфак. Работало 7 клубов, 31 красный уголок, 2 библиотеки, 3 кинотеатра и 1 музей-зоосад. Было открыто 18 лечебно-профилактических учреждений. 15 июня 1932 года, по инициативе известного узбекского поэта и просветителя Хамзы Хаким-заде Ниязи, в Намангане был открыт областной музыкально-драматический театр имени Алишера Навои, функционирующий и поныне. 10 марта 1941 года, указом Президиума Верховного Совета СССР, была образована Наманганская область в составе Узбекской ССР, а город Наманган стал её административным центром. В годы Великой Отечественной войны в городе работал эвакуированный из Ворошиловграда русский драматический театр, который вернулся обратно в Ворошиловград в 1943 году. В 1941-1943 годах в эвакуации в Намангане находились проектный институт всесоюзного значения ГИПРОИВ и Всесоюзный научно-исследовательский институт искусственного волокна (ВНИИВ). Также, с сентября 1942 года по весну 1945 года, в Намангане, а также Фергане, Андижане и Учкургане, временно базировалась Армавирская военная авиационная школа пилотов /АВАШП/, в дальнейшем слившаяся с Краснодарским высшим военным авиационном училищем лётчиков. В годы войны Наманганский химический завод выпускал стропы для парашютов. Около 24 тысяч наманганцев, погибло на фронтах Великой Отечественной войны.

Герб Намангана в советское время В 1990 году в Намангане открылся первый в СССР официальный учебный центр восточной медицины по подготовке специалистов бесконтактного массажа, методом Джуны Давиташвили с выдачей официального документа при ОНИЛ ДД ИОФ АН СССР (Отраслевая научно исследовательская лаборатория «дистанционная диагностика» института общей физики академии наук СССР) Организатором являлся Мадаминов Тахир Касымович. Независимый Узбекистан В конце 1980-х годов в городе вновь стали возрождаться исламские традиции. Причиной были ослабление Советской власти и паралич коммунистической идеологии. Постепенно город вновь стал одним из исламских центров в Центральной Азии. Видные лидеры радикальной исламской оппозиции Центральной Азии Тахир Юлдаш и Джума Намангани - уроженцы Намангана. С 1990 года в мечети Мулло Киргиз (Отауллохон) стали собираться приверженцы нового толка ислама, который имел некоторые отличия от традиционного толкования при совершении намаза и отправлении других религиозных обрядов. Их нельзя было назвать ни ваххабитами, ни шиитами, ни суннитами. Мечеть была открыта любому верующему. По началу приверженцы обоих течений сосуществовали мирно, но в большинстве мечетей совместный намаз с приверженцами нового толка воспрещался. Вокруг мечети Мулло Киргиз (Отауллохон) стали возникать радикальные молодёжные исламские организации. Одной из самых крупных религиозно-политических группировок, функционировавших в Намангане в конце 1980-х - начале 90-х гг, стала «Ислом лашкарлари» («Воины ислама»). Своим опорным пунктом они сделали мечеть Мулло Киргиз (Отауллохон). Имамом мечети был яростный сторонник радикального исламского течения ваххабизма Абд ал-Ахад, последователь Рахматуллах Аллама. Пользуясь общей обстановкой хаоса, сопровождавшей развал СССР, ваххабиты наладили канал получения финансовой помощи от исламских организаций и фондов Саудовской Аравии и стран Персидского залива. На полученные средства стали издавать и распространять радикальную литературу, вести идеологическую работу. Город не раз посещали иностранные мусульманские проповедники, встречи с которыми проходили при большом стечении народа. Однако со временем, ваххабиты стали призывать к свержению существующего строя, установлению халифата и введению законов шариата. Были неоднократные призывы к физическому уничтожению неверных, сотрудников правоохранительных органов, коммунистов и их семей. Имелись многочисленные факты запугивания женщин носящих европейскую одежду. В 1990 году, ваххабиты окружив здание Наманганской областной прокуратуры потребовали отдать им все уголовные дела, возбуждённые против их сторонников. Рост количества приверженцев ваххабизма и их активность, стали беспокоить приверженцев традиционного ислама. В 1991 году, это привело к нескольким противостояниям. Несколько раз, тысячи горожан собирались у ворот мечети Мулло Киргиз (Отауллохон), с требованием к её закрытию. Наманган стал оплотом ваххабизма в Центральной Азии. Центром ваххабистов осталась мечеть Мулло Киргиз (Отауллохон). В этот период наиболее сильной группировкой была «Ислом лашкарлари». Группировка делилась на два крыла: а) «Адолат» или «Партсъезд-9». Члены группы присвоив себе функции правоохранительных органов, самовольно занимались поддержанием общественного порядка. При этом юридическими нормами были провозглашены законы шариата. Члены группы неоднократно совершали акты самосуда и убийства сотрудников милиции. Это крыло «Ислом лашкарлари» было разгромлено в марте-апреле 1992 г. б) «Ваххабиты». Главное внимание уделяли обсуждению религиозных вопросов. Руководитель - Тохир Юлдаш. Члены организации подразделялись на группы по 20-50 человек. Количество групп доходило до 60. Группа поддерживала связи с Хизб ут-Тахрир. Также, в 1992-1995 годах, в городе и области действовала группа «Товба» («Тауба»), под руководством Джумы Намангани. Количество членов доходило до 300 человек. Наибольший размах деятельность ваххабитов достигла в 1992-93 годах. Пользуясь слабостью новых властей, они широко демонстрировали свою силу, занимаясь самосудом, обосновывая свои действия законами шариата. Но в 1993 году, власти начали первый этап борьбы с исламистами. В результате были разгромлены ряд исламских организаций, а их лидер Тохир Юлдаш, вместе с соратниками бежал в Афганистан. После террористических актов в Ташкенте 16 февраля 1999 года исламские радикалы подверглись репрессиям и гонениям. Мечеть Мулло Киргиз (Отауллохон) перешла в управление государству. На сегодняшний день ситуация находится под полным контролем властей. Достопримечательности: Мавзолей Ходжамны-Кабры, возведенный в XVIII веке под руководством известного мастера Мухаммада Ибрагима сына Абдурахима. Мавзолей был построен в те времена, когда Наманган превращался в один из крупных городов Ферганской долины. Причудливая терракота, теснённая многоцветной поливной облицовкой украшает здание мавзолея. Медресе Муллы-Киргиза (1910 год), мечеть Атавалихона, мечеть Аттавалик-Хонтур и мечеть Муллы Бозора Охунда. Дом Султана Ахмедова (XIX в.). Основанный в 1884 году, Наманганский парк имени Бабура, был вначале садом уездного начальника. Он стал доступен для жителей города, только после Октябрьской революции 1917 года. Парк расположен в центре города, к нему ведут 12 городских улиц и его территория составляет около 14 гектаров. В городе функционирует Наманганский национальный исторический музей. Наманганский арк (крепость, цитадель) находился на территории нынешнего парка Бабура. Во время восстания в Намангане антисоветских элементнов, цитадель служила местом укрытия красноармейцев. Позднее арк был срыт, оставшиеся фрагменты крайне незначительны. Известные уроженцы: Боборахим Машраб - средневековый поэт. Алише́р Бурха́нович Усма́нов -российский управленец и предприниматель, миллиардер, основатель USM Holdings. Джонрид Абдуллаханов - выдающийся узбекский писатель. Ахмедов, Якуб (р.1938) - актёр театра и кино, народный артист СССР (1991). Рахмонов, Собир (1910-1991) - актёр театра, народный артист Узбекской ССР. Сырцов Сергей Александрович (1966) - чемпион мира, чемпион Европы, призёр Олимпийских игр 1992 и 1996, президент Федерации тяжелой атлетики России. Одил Алимжанович Ахмедов - узбекский футболист, опорный полузащитник «Краснодара» и национальной сборной Узбекистана.